Site & Contents Copyright © Jury Baladzharov, 2006-2009
Design © Michael Ignatyev, 2006-2009

www.Baladzharov.www
ПРЕССА
Юрий БАЛАДЖАРОВ:
«Часто думаю: можно ли учить не обижая?»


       Бывает, пригласишь на классный час какого-нибудь успешного человека, он и говорит-то не очень складно, и ничего такого особенного не рассказывает, а дети слушают затаив дыхание. Как детство провел, да какие препятствия были на пути, да как и кто помог. И вечно молчащие ученики вдруг вопросы ему задают, такими обаятельными становятся! Рады весточке из большой жизни.

       А бывает, интересные люди со стороны пытаются стать учителями. Актеры, художники, музыканты, спортсмены, ученые… Они притягивают детей как магнит и как магнит же отталкивают педагогов, особенно администрацию. Мол, «портят детей, не знают методики, не соблюдают педагогической этики и нарушают правила внутреннего распорядка». Правда: школа живет по расписанию, требует исполнения рутинной работы, и слишком часто нам приходится делать то, что делать просто неприятно. Познать школу изнутри и остаться – редкое решение.

ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ДЕТЕЙ

       Пятнадцать лет назад его принял петербургский поэт Юрий БАЛАДЖАРОВ. Автор трех поэтических сборников, переводчик, составитель текстов популярных песен, которые исполняют эстрадные знаменитости, он преподает словесность в обыкновенной школе №2 небольшого городка Коммунар, что под Петербургом.
       Каково «поэту высокой моды, тонкому лирику» – так именует его критика – тянуть лямку учительского труда?
       Наша беседа с Юрием была интересной, а потому долгой. В нем как собеседнике подкупали покой и беспристрастность. Ни любимых идей, ни опорных имен, никаких методических школ и технологических изобретений. Если цитата – то из детской работы. Если шутка – то придуманная сию минуту. В общем, смотрите сами!

Трудности всегда первые

       В школе я начал с того, что в первый же день сорвал голос. Понял, что делаю все не так. Поняв, попытался узнать и научиться. Через год стал завучем, но сразу почувствовал: сидеть в кабинете, распоряжаться не по мне. То ли дело быть в классе! Тогда я стал учителем по убеждению.
       В последнее время веду уроки только в старших классах. Ничего особенного, прихожу и работаю. Трудными бывают самые первые дни, первые уроки в десятом классе, когда приходится в прямом смысле слова ломать и переламывать неуважительное отношение к предмету. Мы сразу договариваемся о правах и обязанностях каждого из нас, и сначала всех устраивает, что мы так немного требуем друг от друга: я – только внимания к тому, что говорит каждый из нас; а они – интересных уроков. Но буквально тут же начинают перебивать говорящего или отвлекаться на что-то постороннее. В течение нескольких недель я проявляю изрядное упорство и педантизм: говорю категорическое «нет» нарушениям и нарушителям договоренности. В ход идут и замечания, и дневники, и оставление после уроков для разговора с глазу на глаз, и двойки, конечно. Я настойчив и непреклонен. И только тогда, когда вижу, что все приняли мои условия, отменяю «чрезвычайное положение». Начинаются занятия. А как иначе? Если кто-то по-настоящему думает, говорит, он находится в особом психическом состоянии, напрягается, вибрирует. А его окружает шум, бесполезный крик учителя: «Дайте своему товарищу возможность высказаться!» Это вообще не урок, тем более не урок Слова. Лучше и не начинать.

Смешенье языков

       В Союзе писателей (а я в правлении) люди скрывают свои мысли и свое отношение друг к другу. Крайне обострены ревность и зависть. Похвалить кого-то или поругать – это нанести смертельную обиду, получить врага на всю жизнь. Я не поэтому с критикой никогда не выступаю, просто не люблю расставлять оценки. Говорю, если надо кого-то поддержать или если мне действительно нравится какая-то чудесная строчка. Горжусь тем, что кто-то это смог сделать. Без зависти. Люди говорят, что я удачливый. Меня поют Киркоров, Леонтьев, Пьеха. Многие поют. Но я песни свои никогда не публикую. Это не поэзия. Концерты помогают мне уйти от общего шипения в писательской среде. Залы всегда собираются, но организация концерта – дорогостоящее и трудоемкое мероприятие.
       На мои концерты часто приходят ученики, хотя я никогда никого не зову. Сами узнают, покупают билеты, слушают. Как-то раз ученик сказал мне, что написал музыку на мой «Петербург», и пригласил на выступление музыкальной группы. Я пошел послушать, но и близко не мог представить, во что превратится мое лирическое стихотворение! В рок! И текст жалко, так его изуродовали. Сказал об этом прямо, тем не менее пригласил исполнить эту песню на моем концерте. И знаете, людям очень понравилось. Значит, ученики прочитывают меня по-своему, понимают меня совершенно на другом, не на моем языке.

Поэт-учитель больше, чем поэт

       Я в школе не потому, что поэзия не кормит, а поэтические книжки продаются очень долго. Нет. Школа – добрая пристань, где мне спокойно и надежно. Учителя, конечно, тоже неравнодушны друг к другу, но не в такой степени ревнивы, как поэты. Нет позиции «Один я – настоящий». В педагогическом коллективе не так страшно «потерять лицо», можно смело спрашивать, говорить о своем незнании, о том, что забыл или не понял. В учителях есть готовность помочь.
       Да, в школе есть не только учителя, но и дети. И у них, к сожалению, плохой литературный вкус. Это беда, если «Властелин колец» – книга номер один. Напрямую, быстро изменить ничего нельзя. Но я заметил: ребенок, который успешно учится по всем предметам, способен и к творчеству.
       Мы с коллегами-словесниками из других школ решили организовать для школьников ежегодный городской конкурс «Единство глагола и души». Наверное, везде проводят конкурсы литературных работ школьников, везде отмечают лучшие. Но у нас этот конкурс популярен благодаря гала-концерту победителей. Проходит он в больших, хорошо оснащенных залах, по профессионально составленным сценариям. Становится культурным событием, праздником для всех горожан – не только для родных и знакомых участников. Тут мне помогают знание техник шоу-бизнеса, опыт проведения собственных концертов и, конечно, определенная известность поэта.

Маэстро не уверен

       Самое трудное – оценить детские стихи. Правда, плохие стихи, как и хорошие, не имеют возраста. Отвергаем подражательные, мертвые. Ищем неожиданные, непосредственные. Выделяя это как лучшее, мы пусть косвенно, но отрицаем грубый вкус. На положительных праздничных эмоциях многое удается в образовании. Хотя в школьной повседневности места празднику не находится, попытки создать что-то особенное все же предпринимаются.
       В Ленинградской области есть школа для одаренных детей. В Лисьем Носу, живописнейшем месте на берегу Финского залива. Состав учеников непостоянный, сюда на несколько недель приезжают десятиклассники, победители олимпиад и творческих конкурсов. Заезды математиков, биологов, историков и так далее. Я езжу туда на литературные группы, читаю лекции по современной русской литературе и выступаю как поэт, ведущий мастер-класс. Сразу заявить о себе как о поэте – значит сковать слушателей. Беру тему и предлагаю ее развивать. Например, тема «Цвет и образ». Это всегда палитра одиноких чувств. Так называемое личное восприятие – это то, что сразу приходит в голову. И представьте, класс у нас светлый-светлый, мирные тени, деревья шумят, теплый ветер в окно залетает, у меня там всегда лучезарное настроение. Но они все почему-то говорят о темном. О черном и сером. Все, что их окружает, – мрачное. Это необъяснимо, но я не спорю. Пытаюсь увидеть, как они. А потом, когда мы разъезжаемся, начинают приходить очень светлые, очень теплые письма. Мне, наоборот, бывает невыразимо грустно.

Ставка на красоту

       Я не понимаю учителей, которые вбегают в школу со звонком. Учителей, которые ведут себя с детьми на бытовом уровне и не стремятся быть подробными, выразительными, неординарными. Тех, кто считает, что ученик глуп и без посредника ничего не поймет. Они привычной скороговоркой воспроизводят тему или ситуацию опроса и бегут дальше.
       А дети любят красивое. Красивое всегда немного странно. Оно обязательно цепляет и волнует. В каждой науке есть своя красота, об искусстве же и говорить не приходится. Достаточно жеста, чтобы обратить на нее внимание.
       Помню, в первые годы работы в школе мне дали класс, о котором все говорили как о «невозможно слабом». И я подумал: «Как буду с ними проходить Толстого, если, говорят, они читают едва не по слогам? О чем говорить?» Решил, что многие главы пропущу, выберу те, которые имеют отношение к экзаменационным темам. Только вот начало почитаем вместе… Почитали, и я предложил пропускать «необязательные» главы. Что вы думаете? Они обиделись: «Нет, мы хотим все!» И они действительно читали и хотели обсуждать… что бы вы думали? Именно стиль. И я продлил изучение Толстого на десять часов сверх программы.

Никаких методических ключей

       Сложно требовать идеального текста от ребенка, даже если это одиннадцатиклассник. Не может и не должен он писать безукоризненно, все понимать «правильно». А книги, которые им предлагает читать школьная программа, – это серьезные, взрослые книги. Как можно требовать «своих мыслей»? И что это за «свои мысли»? Как правило, мысли авторов учебников, критиков. Мертвые штампы. Что же делать? Отнять критику, запретить учебник, объявить войну штампам – с чем ученик останется? Совсем растеряется. Хоть что-то у него было, а теперь совсем ничего...
       Я больше всего боюсь обидеть ребят и все время думаю: можно ли в принципе учить не обижая? Дело в том, что им очень сложно определиться, именно определить собственную позицию. Сравним: наше поколение впервые знакомилось с описанием любовных чувств на произведениях Пушкина и Лермонтова, и потом мы уже в этом фарватере решали для себя многие вопросы. А у них глаза на любовь давно открыты: «Татьяна ведет себя глупо: любит Онегина, а живет с князем, кому нужны ее «верна-отдана?» Учителю в такой ситуации трудно не начать что-то навязывать. Даже если я просто отнесу Татьяну к типу русской женщины, закрыв тем самым любые обсуждения, я еще больше удалю Пушкина, и он не поможет им открыть что-то в себе. Я внимательно и спокойно выслушаю самые нелепые суждения. Это очень трудно. Помню, на «Мастере и Маргарите» я однажды чуть не вышел из себя. Для меня всегда было непреложной истиной, что московская часть написана графически, а библейская – живописно. И цветное, думал я, интереснее. Но вдруг слышу: им больше нравятся сатирические страницы, они чувствуют их красочными, находят цвет там, где я его не вижу… Поразительно! Но представьте, в каком аду оказывается ученик, если учитель заставляет его повторять чужие мнения, навязывает свой вкус, мерки, по которым сам понимает.


                                                                                                                       Следующая страница>>>


Hosted by uCoz